Портал обо всем  для отдыха и туризма в Партизанске и Приморье Карта сайтаДобавить ресурсСделать стартовойFAO

О ПОРТАЛЕ
НОВОСТИ
ГДЕ ОТДОХНУТЬ
ГДЕ ОСТАНОВИТСЯ
КУДА СХОДИТЬ
МЕРОПРИЯТИЯ
РЕДАКЦИЯ
ЗАКАЗАТЬ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
ПАРТНЕРСТВО
IN CHANES
IN ENGLISH
 
Полезное туристам

Путешествие во время половодья.

Путешествия во время половодья особенны по сравнению с другими водными походами. Их преимущества: длинный световой день, позволяющий сделать график движения менее напряженным; высокий уровень воды, делающий доступными мелководные участки и легкими многие препятствия, — их можно проходить на плаву. Кроме того, меньше обносов и проводок, намного удобнее преодолевать зарастающие мхами водоемы. Однако в половодье резко возрастает скорость течения, а, следовательно, и сила потока, легкодоступные при малой воде препятствия становятся более сложными и опасными.                                                  Появляются новые завалы, затапливаются низкие мостики, усиливаются прижимы. Низкая температура воды и воздуха затрудняет работу при авариях, а, следовательно, требует от группы больше внимания, осторожности, тщательной подготовки. Поэтому, комплектуя группу, постарайтесь, чтобы был достаточно однородный по возрасту и интересам коллектив, а руководил им турист, имеющий опыт путешествий в половодье. Капитанами головного и замыкающего судов обязательно должны быть опытные туристы.

Для весенних путешествий наиболее подходящие суда – байдарки, надувные лодки и катамараны. Все они имеют хорошую маневренность, малую осадку; катамаран и лодки более остойчивы, а байдарки – более быстроходны.

Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно проверить снаряжение и особенно плавсредства. У байдарок просмотрите оболочку – заплаты за зиму могли отойти; проведите контрольную сборку. Известно немало случаев, когда экипаж попадал в трудное положение – обнаруживалось, например, что нитки по скрепляющим деку с днищем швам подопрели и не выдерживают усилий при сборке или что дома забыт шпангоут или весло.

У надувных плавсредств надо проверить герметичность: если судно хранилось при высокой температуре, могут появиться многочисленные трещины. В таких случаях оболочку приходится промазать резиновым клеем, а затем обильно припудрить алюминиевой пудрой или тальком.

Обязательна также предпоходиая проверка спасжилетов, обеспечивающих аварийную плавучесть. Подумайте, правильно ли выбран маршрут и время путешествия. Ведь сроки вскрытия водоемов могут отличаться год от года на 2–3 недели.

Если нет возможности следить за ледоходом на облюбованной реке, то надо иметь соответствующий запас времени. Начинающим туристам лучше выходить на воду не ранее чем через неделю-полторы после ледохода, когда несколько спадет вода и не станет ледяных заторов. Не следует для первого весеннего путешествия отправляться на малую, доступную только в половодье речку. Они, как правило, очень быстры, извилисты, изобилуют препятствиями, и ситуация на них иногда резко меняется даже за несколько часов.

Новичкам не стоит также выбирать маршруты с обширными открытыми пространствами – на озерах дольше сохраняются льдины, можно налететь на полузатопленные бревна, вынесенные в озеро весенним потоком. Для групп с небольшим опытом предпочтительнее реки шириной в 10–30 м, текущие вдоль шоссейной или железной дорог.

Старайтесь избегать маршрутов со сложными подъездами, в распутицу дорога бывает порой труднопроходимой. Вы во многом облегчите себе путешествие, если перед походом по последнему снегу пройдете на лыжах, чтобы заранее просмотреть маршрут, определить места возможных завалов, участки с нависающими деревьями, старыми плотинами и другими препятствиями, прохождение которых обычно требует предварительной разведки.

Полезно также провести тренировку на спокойной воде, чтобы окончательно проверить плавсредства и скомплектовать экипажи.

Весенний день долог, но все же на воду желательно выходить пораньше – запас времени еще пригодится. В первый день переход не должен быть очень велик и лучше сделать продолжительный привал, так как к вечеру малотренированные участники могут сильно утомиться, внимание притупляется, а это способствует авариям. Время отплытия и продолжительность переходов выбирают обычно таким образом, чтобы солнце стояло невысоко и не светило долгое время в лицо. Иначе глаза сильно устают от бликов на воде и, кроме того, трудно различать подводные препятствия.

В непогоду сильный дождь лучше переждать, но если дождь затяжной, то придется двигаться, соблюдая все меры предосторожности, так как видимость препятствий значительно ухудшается.

В длительное ненастье, когда срывается график движения, не стесняйтесь сойти с маршрута. Пытаясь наверстать время за счет ускорения движения или удлинения переходов, вы легко попадете в аварию и сорвете поход.

Двигаясь по реке, соблюдайте дистанцию. Препятствия надо проходить только поочередно, даже если можно их преодолеть одновременно двумя судами,– при аварии одного из них почти всегда следует авария и другого. Для удобства передачи информации целесообразно договориться о сигнализации (например, поднятое на вытянутых руках над головой весло — знак внимания).

Весной в низинах реки широко разливаются и нередко текут напрямую через лес или кустарник. На таких участках нетрудно потерять ориентировку, особенно если течение совсем незаметно. Здесь понадобится компас. Конечно, группе надо держаться компактно, чтобы не потеряться. Но достаточный интервал придется держать и здесь, чтобы случайно не “протаранить” лодку, идущую впереди.

Наиболее коварное препятствие весной при большой скорости воды – нависающие деревья и кустарники, особенно на крутых поворотах. Помните, что линию движения выбирают заблаговременно, препятствие, как правило, проходят на небольшой или “отрицательной” скорости. Не вздумайте отклоняться от препятствия. Если лодку затянуло под кусты, нужно убрать весла, принять ветки руками и, попеременно перехватываясь, провести ее вперед. Если же вы видите, что рискуете опрокинуться, лучше препятствие обнести. Если же обнос очень затруднен – обнести одну байдарку, и с наиболее опытным экипажем поставьте ее на страховку, а препятствие пусть преодолеет наиболее сильный в техническом отношении экипаж.

При движении по открытым пространствам наиболее частая, иногда трагическая ошибка – движение далеко от берега. Весной погода неустойчива и внезапно может подняться сильный ветер и развести крутую волну. Особенно опасен и коварен попутный ветер: под защитой берега волна невелика, дальше она становится выше, повернуть назад и выгрести бывает очень трудно. Поздно спохватишься, и поставит лагом к волне. Поэтому даже в хорошую погоду не следует удаляться более чем на 200–300 м от берега.

При подборе снаряжения для весеннего даже однодневного похода следует обязательно предусмотреть запас теплых вещей, надежную упаковку, а также на каждый экипаж спички и растопку. Полезно захватить немного дров и термос с горячим чаем.

Если вы не очень замерзли, потерпев аварию и невольно искупавшись, переоденьтесь и плывите дальше, одежда высушится на привале. В противном случае придется развести костер, а если время и место подходят – сделать привал. Но и в этом случае сушить вещи, чтобы не задерживать группу, нужно вечером. Спиртные напитки от холода не спасают, а реакция замедляется, повышается утомляемость, что может повлечь за собой повторную аварию.

Место для ночлега всегда выбирают заблаговременно, чтобы лагерь стоял на высоком сухом берегу. Особенно это относится к рекам, текущим по обширным низинам. В целом, невзирая на трудности, весенние путешествия служат отличной тренировкой к летним походам и прекрасным началом очередного сезона туриста-водника.

 

         

 



слово редактора

Половодье, наводнение...

может лучше дома посидим?                                               /Редактор портала/

 
 
 

 

 

     
     
 
 
 

                 (с) 2007,SkyNet

Hosted by uCoz